Воспаление десен и надкостницы

Воспаление – это защитная реакция организма, которая развивается в ответ на различные неблагоприятные факторы.

Симптомы воспаления

С клинической точки зрения, существует 5 основных симптомов воспаления:

• Гиперемия или покраснение воспаленного участка
  • Повышение температуры в данной области (или даже общее повышение температуры)
  • Отечность мягких тканей
  • Болевые ощущения
  • Полная или частичная потеря функции

Действительно, если рассмотреть воспаление десны в месте кисты, то можно отметить ее покраснение, отечность, боль при надкусывании, невозможность полноценно жевать и чувство жара или тепла в данной области. В зависимости от локализации воспалительного процесса в ротовой полости, данные симптомы могут быть выражены в большей или меньшей степени, поэтому пациент не всегда отмечает некоторые из них.

Виды воспаления

Воспалительная реакция может наблюдаться практически в любом участке ротовой полости, но наиболее часто отмечаются:

• Воспаление нерва зуба или пульпит. Обычно развивается в результате проникновения патогенной микрофлоры в канал зуба через кариозные полости.
  • Воспаление корня зуба или периодонтит. Часто является продолжением пульпита и выходит за пределы канала зуба. В данном случае поражаются ткани вокруг корня.
  • Воспаление десны или гингивит. Является начальной стадией комплексных изменений, которые в итоге приводят к пародонтиту, расшатыванию и потере зубов. Возникает в большинстве случаев из-за плохой гигиены ротовой полости.
  • Воспаление лунки или альвеолит. Развивается после удаления зуба и может сопровождаться нагноением.

Если рассматривать другие локализации воспаления в ротовой полости, то дополнительно можно выделить стоматит (воспаление слизистой оболочки), сиалоаденит (воспаление слюнных желез), глоссит (воспаление языка) и др.

Причины воспаления

Патогенные факторы, которые могут приводить к воспалению в ротовой полости, могут быть различной природы:

• Физические – травмы или ожоги
  • Химические – некоторые лекарственные препараты, алкоголь, кислоты, щелочи и другие химические соединения
  • Биологические – микроорганизмы, грибы, вирусы

К воспалению в полости рта в большинстве случаев приводят микробы, которые поражают мягкие ткани и полости, если пациент нерегулярно чистит зубы или редко посещает стоматолога. Также достаточно часто отмечаются и механические факторы, особенно травмы зубов.

Методы лечения

Лечение воспаления в стоматологии в первую очередь начинается с устранения патологического очага. Если этим очагом является инфицированная пульпа или киста, то их необходимо удалить. Если воспаление возникло после травмы зуба и перелома корня, то в таких случаях может быть показано полное или частичное удаление зуба.

Гингивит и альвеолит начинают лечить с назначения полосканий, ванночек или более серьезных лекарственных препаратов – антибиотиков. Также почти во всех случаях не лишней будет профессиональная чистка полости рта от твердых и мягких зубных отложений. В целом, лечение воспаления не представляет сложности, если пациент вовремя обращается за медицинской помощью.

Осложнения

В тех случаях, когда проблема игнорируется, а необходимое лечение не проводится, воспалительный процесс прогрессирует и приводит к более тяжелым последствиям, среди которых могут быть:

• Остеомиелит – гнойное расплавление костей челюсти
  • Пародонтит, который приводит к расшатыванию и потере зубов
  • Сепсис
  • Флегмона
  • Абсцесс

Данные состояния требуют длительного, сложного и дорогостоящего лечения и могут значительно сказываться на здоровье пациента. Поэтому при развитии любых заболеваний полости рта лучше всего сразу обращаться к стоматологу и устранять проблему на начальных стадиях, когда это можно сделать просто и быстро.