Абсцесс является локализованным инфекционным процессом, который обычно ограничен небольшим участком твердых или мягких тканей. В этом участке развивается специфическая реакция на патогенные микроорганизмы, в результате которой образуется гной. Со временем его становится все больше и процесс распространяется на близлежащие ткани.

Абсцесс зуба считается достаточно опасным заболеванием, ведь без должного лечения он может приводить к тяжелым осложнениям.

Причины

К развитию абсцесса могут приводить различные неблагоприятные факторы, которые влияют на нарушение работы защитных барьеров. К таким факторам относятся:

• Нелеченый кариес, пародонтит, пульпит, гингивит, кисты и гранулемы
  • Травмы или другие механические повреждения зубов
  • Инфицирование при выполнении различных манипуляций
  • Повреждения слизистых оболочек полости рта

Если данные факторы присутствуют у пациента, то это вовсе не значит, что абсцесс обязательно возникнет, но вероятность этого события будет гораздо выше, по сравнению с вероятностью возникновения в здоровом организме.

Симптомы

Как правило, выявление абсцесса не составляет труда для опытного специалиста. Уже только по одним клиническим симптомам он может заподозрить заболевание. В таких случаях пациент может жаловаться на:

• Сильную пульсирующую боль, которая усиливается при нажатии на зуб
  • Значительное повышение чувствительности зубов к высоким и низким температурам
  • Высокую температуру тела
  • Увеличение регионарных лимфоузлов
  • Отечность слизистых оболочек, заметное увеличение их в размере

Если абсцесс вскрывается самостоятельно, то специалист может обнаружить выходное отверстие, из которого отделяется гнойное содержимое. В таких случаях обычно состояние пациента улучшается, а клиническая картина становится менее выраженной.

Виды абсцесса

В зависимости от локализации абсцесса, он разделяется на три вида:

• Абсцесс десны распространяется только на мягкие ткани и не задевает надкостницу или кость. В народе данная разновидность заболевания называется флюсом.
  • Периодонтальный абсцесс локализуется в периодонтальном кармане и развивается в тех случаях, когда оттоку гноя препятствует зубной камень, налет и др.
  • Прикорневой или периапикальный локализуется вокруг нижней трети корня зуба и часто является осложнением пульпита или периодонтита.

Каждый из этих видов абсцесса можно лечить различными методами, но только после выполнения необходимого обследования.

Лечение

В большинстве случаев абсцесс необходимо вскрывать и дренировать. Для этого врач выполняет разрез мягкий тканей, через который выходит гной. Далее полость промывается и в рану помещается дренаж – тонкая резиновая полоска, которая оставляет рану открытой и обеспечивает беспрепятственный отток гноя и других жидкостей. Только после того как очаг инфекции будет полностью устранен, дренаж извлекается, а рана зашивается.

Хирургическое лечение может дополняться и терапевтическими методиками. Обычно пациенту назначается курс антибиотиков, полоскания полости рта антисептиками и другие виды лечения.

Возможные осложнения

Так как абсцесс является инфекционным процессом, то осложнения его могут быть очень неприятными. Если не обращаться за медицинской помощью, то микроорганизмы могут попадать в кровь и вызывать сепсис, либо приводить к генерализации процесса. Оба случая требуют неотложного, длительного и сложного лечения в стационаре.

Среди других осложнений можно выделить расшатывание и потерю зубов, остеомиелит челюсти, менингит, нарушение работы внутренних органов и др.

Профилактика

Методы профилактики большинства стоматологических заболеваний очень похожи между собой. Для того чтобы существенно снизить вероятность любых болезней зубов, необходимо регулярно и правильно выполнять гигиенические процедуры, не менее двух раз в год посещать стоматолога и своевременно лечить зубы.