Киста зуба образуется на корне и представляет собой полость или мешочек, который заполнен водянистым содержимым. Она может возникать на любых – передних или жевательных зубах верхнего или нижнего ряда.

Среди основных проявлений отмечаются отек десны и припухлость, возможны болезненные ощущения при надавливании на зуб. Также отмечается и бессимптомное течение, особенно если киста маленьких размеров. Данное образование можно вылечить различными способами, главное вовремя обратиться в клинику и не тянуть до последнего момента.

Причины образования

Часто киста образуется в результате проникновения инфекции в канал корня зуба. Самостоятельно попасть туда микроорганизмы не могут. Поэтому, основная причина – нелеченый кариес и другие процессы, когда пациент вовремя не обращается к стоматологу, и возникает воспаление (например, пульпит).

Также выделяются множество других разнообразных причин формирования кист – в некоторых случаях киста может развиваться после травмы зуба (в данном случае она развивается из-за воспаления тканей, вызванного механическим воздействием), иногда кисты появляются в процессе неправильного прорезывания зубов и т.д.

Методы лечения

Лечение кисты зуба может проводиться терапевтическими и хирургическими методами. Первый вариант применяется в тех случаях, когда каналы зуба ранее не пломбировались или киста имеет небольшие размеры. При этом лечение подразумевает следующие этапы:

• Депульпирование зуба
  • Обработка и очистка каналов
  • Введение лекарственного препарата и временная пломбировка (данный пункт может повторяться несколько раз)
  • Контрольные рентгеновские снимки
  • Постоянная пломбировка каналов
  • Восстановление коронковой части зуба

Удаление кисты зуба хирургическим путем показано пациентам со штифтами в каналах, коронками и при большом размере кисты. Существует несколько видов таких операций. То, как удаляют кисту зависит от различных особенностей.

Резекция верхушки корня применяется в тех случаях, когда проблема выражена не очень сильно, а резекция всего корня обычно показана тогда, когда размеры кисты составляют более 1 см.

Цистэктомия и цистотомия

При цистэктомии киста удаляется полностью. Цистотомия – менее травматичная операция, в результате которой удаляется только стенка кисты, с последующим использованием антисептиков и антибиотиков. Такая операция обычно применяется при больших размерах кист.

Чем опасна киста

Если вовремя не обращаться за помощью, то киста может разрастаться, разрушать костную ткань, что приводит к различным осложнениям, среди которых отмечаются:

• Хронические воспаления десен
  • Убыль костной ткани
  • Остеомиелит
  • Периостит
  • Абсцесс
  • Сепсис
  • Флегмона

Некоторые из данных состояний являются достаточно опасными и могут потребовать длительного и комплексного лечения. Поэтому не стоит доводить ситуацию до крайностей и своевременно посещать стоматолога.

Профилактика

Профилактика большинства стоматологических заболеваний сводится к ежедневной и правильной гигиене полости рта. Зубы обязательно нужно чистить утром и вечером, а после приема пищи полоскать рот специальными растворами или обычной чистой водой. Межзубные промежутки необходимо очищать зубной нитью. Пациентам с протезами или другими стоматологическими конструкциями необходимо обзавестись ирригатором.

При возникновении кариеса надо сразу же обращаться к стоматологу. Обязательные профилактические осмотры раз в шесть месяцев помогут вовремя выявить скрытые кисты, а также другие заболевания зубов, которые могут привести к образованию кист.