Мезиальный прикус

Мезиальный прикус или прогения – это дефект, при котором нижняя челюсть выдвигается вперед относительно верхней. Такое изменения прикуса часто встречается у детей, но может наблюдаться и у взрослых. Диспропорция в положении челюстей редко остается незамеченной, так как сказывается на внешнем виде пациента. Современные методы лечения мезиального прикуса позволяют полностью устранять данную проблему различными способами.

Типы мезиального прикуса и их симптомы

Всего выделяют три типа прогении: истинная, ложная и комбинированная.

• Истинная прогения является классическим вариантом данного дефекта. Для нее характерно выраженное развитие нижней челюсти и перекрытие зубного ряда. При этом у пациента отмечаются изменение речи и внешности, которые проявляются с раннего детства. Также отмечаются нарушение жевания и изменение процесса откусывания пищи.
  • Ложная прогения может развиваться по причине нарушения развития верхней или нижней челюсти, при котором нижний зубной ряд оказывается выдвинутым вперед. Степень выраженности дефекта обычно небольшая, поэтому внешний вид пациента не изменяется вообще или изменяется незначительно. Такой вид дефекта обычно исправляется легче и в большинстве случаев консервативными методами (без операции).
  • Комбинированная прогения включает сочетание в различных пропорциях первых двух вариантов. То есть у пациента отмечается не только преобладающее развитие нижней челюсти, но и ее смещение кпереди. В зависимости от данных сочетаний, подбирается индивидуальный план лечения.

Среди других симптомов мезиального прикуса отмечаются увеличение нижней губы, неправильные пропорции лица, изменение наклона зубов и др.

Надо отметить, что прогенический прикус может быть как мезиальным (в соответствии с классификацией Энгля – 3 класс), так и соответствовать 1му классу, т.к. прикус в данной классификации определяется по взаимоотношению шестых зубов.

Причины возникновения

Мезиальный прикус может развиваться по ряду причин. Первая группа факторов связана с генетикой, то есть большой размер нижней челюсти является наследственной особенностью и передается из поколения в поколение. Как-то повлиять на данный фактор в настоящее время невозможно. Кроме того, нарушение прикуса может развиваться во внутриутробном периоде. Если во время закладки костей лицевого черепа на организм плода воздействуют неблагоприятные факторы (некоторые лекарства, болезни, стрессы), то данный процесс может нарушаться. К третьей группе причин можно отнести различные эндогенные факторы, которые воздействуют на ребенка уже после его рождения. К ним относятся:

• Различные заболевания, например, рахит
  • Особенности ротовой полости (короткая уздечка языка)
  • Раннее выпадение молочных зубов или позднее их замещение постоянными
  • Травмы челюсти
  • Неправильное положение тела во время сна
  • Наличие у ребенка вредных привычек (сосание пальца, длительное сосание пустышки)
  • Ротовое дыхание

Обычно к изменению прикуса приводит комбинация из нескольких таких причин, но иногда бывает достаточно всего одного неблагоприятного фактора.

Диагностика и лечение

Диагностика мезиального прикуса обычно не вызывает сложностей. В большинстве случаев родители, как только заметят изменение внешнего вида ребенка, сразу же обращаются к специалисту. Помимо визуального осмотра, врач может назначить различные диагностические процедуры (телеренгенографию, ортопантомографию, компьютерную томографию и др.). Если на этапе обследования выявляются сопутствующие изменения, например, нарушение речи, то пациента дополнительно консультирует логопед или другой профильный специалист, который знает как исправить имеющийся дефект.

Лечение мезиального прикуса у взрослых и детей несколько отличается.

• У маленьких пациентов, начиная с возраста 5 лет, лечение может начинаться с назначения специальной гимнастики для жевательных мышц. Также часто применяются такие ортодонтические аппараты, как элайнеры, трейнеры, пластинки. У детей кости черепа до конца не сформированы и очень податливы, поэтому данные методы позволяют восстанавливать правильный прикус.
  • У взрослых элайнеры, капы и другие съемные конструкции применяются реже, однако также могут быть использованы в сочетании с дополнительными аксессуарами. Самый распространенный метод лечения в данном случае – брекет-системы, которые устанавливаются на срок от 1 года.

В самых сложных случаях, которые не поддаются лечению консервативными методами, не остается ничего другого, как лечить пациента хирургическим путем. Операцию по исправлению прикуса проводят по строгим показаниям, при взаимодействии ортодонта на стадии подготовки и ортогнатического хирурга.