Удаление кисты зуба

Как мы лечим зубы
Удаление кисты зуба в Ортодонт Комплекс

Наши преимущества

• Лечим под увеличением - бинокулярами или микроскопом: минимальное препарирование и точные реставрации
  • Изолируем зуб, т.к. самая частая причина проблем с пломбами - попадание жидкости
  • Не просто пломба, а восстановление анатомии, бугров
  • Мы уверены в результате, поэтому, даем расширенную гарантию - 3 года

Что такое киста

Киста зуба представляет собой капсулу с плотными стенками, заполненную жидким или гнойным экссудатом. Избавляться от этого новообразования нужно обязательно ― само оно не рассасывается. Хронический очаг инфекции может привести к развитию серьезных заболеваний: периодонтиту (воспаление тканей вокруг зубного корня), периоститу (воспаление надкостницы), флегмоне (гнойное воспаление клетчатки), гаймориту (воспаление слизистой оболочки придаточных пазух носа). Современные методы удаления кисты зуба, позволяющие избежать осложнений, а также, по возможности, сохранить зуб, в Москве предлагает наша клиника Ортодонт Комплекс.

Причины развития кисты зуба

Киста на зубе образуется как реакция организма на попадание инфекции ― в этом толстостенном «мешочке» скапливаются продукты распада тканей периодонта и патогенные микроорганизмы.

Инфекция может проникнуть в десну или канал корня зуба:

• при запущенном кариесе, когда уже повреждена корневая часть зуба;
  • при травматическом повреждении десны или челюсти;
  • при инфекционных заболеваниях (остеомиелите, гайморите, гингивите, пародонтите, пульпите, стоматите);
  • при наличии хронических заболеваний горла и носоглотки;
  • из-за повышенной нагрузки на зуб после неправильного протезирования;
  • в результате некачественного лечения зубов (к примеру, если при депульпировании зуба канал был не полностью почищен или плохо запломбирован);
  • при трудном прорезывании зубов мудрости;
  • при несоблюдении должной гигиены ротовой полости.

Признаки зубной кисты

Киста долгое время может развиваться без симптомов, даже если уже имеет довольно большие размеры. Первые признаки обычно появляются, когда начинается воспалительный процесс. Возникает дискомфорт и небольшие болевые ощущения в десне при приеме пищи, появляется неприятный запах из ротовой полости, в области патологии десна краснеет и вздувается.

Воспаление десны

По мере обострения могут присоединяться такие симптомы, как:

• Острая боль при накусывании;
  • Отек лица со стороны патогенного участка, образование флюса;
  • Увеличение шейных лимфатических узлов;
  • Общее недомогание;
  • Повышение температуры;
  • Головная боль;
  • Образование на десне свища. После того, как содержимое кисты извергнется наружу, наступает временное облегчение. Но поскольку капсула кисты осталась в десне, она закроется, и снова станет заполняться.

Диагностика

Зуб, на котором появилась киста, по виду может ничем не отличаться от здоровых «соседей», и поставить диагноз, ориентируясь только на визуальный осмотр, не всегда под силу даже опытному стоматологу. В клинике Ортодонт Комплекс кисту дифференцируют от других патологических новообразований с помощью методов аппаратной диагностики.

Надежным методом, позволяющим обнаружить кисту даже на ранней стадии, когда она еще имеет маленькие размеры, считается компьютерная томография. Наличие кисты зуба и ее размеры четко видно именно на компьютерной томограмме, потому что на плоском снимке – радиовизиограмме или панорамном снимке (ортопаномограмме) другие корни при наложении друг на друга могут закрыть кисту и ее не будет видно.

Снимок зубов

Виды кист зубов

По месту локализации и причинам развития кисты подразделяются на несколько отдельных видов.

Корневая

Представляет собой капсулу из соединительной ткани, заполненную клетками плоского эпителия. Образуется в апикальной зоне (рядом с зубным корнем), у зубов с разветвленными каналами может иметь поперечное расположение. Разновидность патологии ― киста прорезывания, которая развивается из-за сложностей при развитии зуба мудрости.

При отсутствии воспаления корневая киста может развиваться бессимптомно, и даже если имеет размеры 2-3 см, зубов не смещает. В начальных стадиях это новообразование поддается терапевтическому лечению: проводится чистка, обеззараживание и пломбирование каналов зуба.

Радикулярная

Развивается при проникновении инфекции к верхушке корня зуба. Ее размеры могут достигать от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Локализуется, как правило, в верхних сегментах челюстной кости, на нижней челюсти радикулярная киста встречается редко.

Резидуальная (остаточная)

Образуется при попадании инфекции в место ранее удаленной патологии. Например, если при лечении корневых каналов они не полностью очищены от инфицированной ткани, или при экстракции зубного корня в лунке остался костный обломок. В месте заражения образуется небольшая гранулема, которая со временем перерастает в кисту.

Фолликулярная

Является следствием неправильного формирования зубного зачатка. Чаще всего диагностируется у детей во время смены зубов. Локализуется на ткане десны, нередко внутри кисты располагается практически весь непрорезавшийся зуб. Склонна к быстрому разрастанию на соседние элементы зубного ряда. Удаление кисты зуба этого вида обычно предполагает резекцию (усечение) тканей десны.

Примордиальная (кератокиста)

Причинами ее образования служат патологии развития зуба. Кератокиста в большинстве случаев диагностируется на премолярах нижней челюсти, и очень склонна к рецидивам. Поэтому после удаления примордиальной кисты зуба проводится тщательный кюретаж (выскабливание) и обеспечивается внимательное последующее наблюдение.

Боковая

Киста формируется в мягких тканях десны около боковой поверхности зубного корня. Это периодонтальное новообразование обычно бывает небольшого размера, поэтому в большинстве случаев удается провести удаление кисты зуба без удаления зуба.

Методы удаления кисты зуба

Методика выбирается в зависимости от вида новообразования, места его локализации и особенно размера.

Терапевтические методы

Избавиться от кисты терапевтическим методом можно только при ее небольших размерах (обычно когда диаметр не больше 6-8 мм) и хорошей проходимости зубных каналов. Терапевтическое лечение занимает 2-3 посещения, и, по статистике, демонстрирует эффективность 70-75%.

В клинике Ортодонт Комплекс безоперационное удаление кисты зуба проводится в следующем порядке:

• Полость рта санируется, пораженный зуб изолируется коффердамом.
  • Зуб вскрывается, прочищаются каналы.
  • Оболочка кисты вскрывается и ее содержимое дренируется.
  • После полного выхода гноя наружу зубные каналы тщательно прочищаются и промываются антисептическими средствами.
  • В каналы вводятся антимикробные препараты (обычно антибиотики широкого спектра действия, оказывающие и бактерицидный, и бактериостатический эффект), а также вещества, ускоряющие рассасывание новообразования. Обычно ставится временная пломба, которая удаляется на следующем приеме, когда лекарство уже подействовало.
  • Полость каналов заполняется лечебной стоматологической пастой, зуб пломбируют.
  • Если клинических симптомов кисты больше не наблюдается, через несколько месяцев делают контрольный рентгеновский снимок.

Удаление кисты зуба

Хирургическое удаление кисты зуба

Любые хирургические манипуляции в московской клинике Ортоднт Комплекс выполняются под местной анестезией, а при необходимости под седацией или общим наркозом (в этом случае потребуются дополнительные лабораторные анализы и консультация анестезиолога).

Цены на операцию по удалению кисты зуба зависят от сложности хирургического вмешательства. Подходящий вариант методики, основываясь на данных осмотра и результатах диагностики, подбирает лечащий врач.

Гемисекция

Это зубосохраняющая операция по удалению кисты зуба, которая применяется для многокорневых зубов.

Протокол операции включает:

• выполнение анестезии;
  • депульпирование зуба, чистку корневых каналов;
  • отслаивание участка десны для доступа к корню;
  • удаление капсулы кисты, разрушенного инфекцией корня и прилегающей к нему части зуба;
  • заполнение костного дефекта полимером;
  • ушивание разреза десны.

Хирургические операции в стоматологии

В дальнейшем зуб можно использовать как опору для протеза― коронки.

Резекция верхушки корня (апексэктомия)

Методика обычно применяется при удалении кист на фронтальных зубах. Функции зубной единицы при проведении операции апексэктомии сохраняются.

Зуб депульпируют, каналы чистят и на треть пломбируют. В клинике Ортодонт Комплекс эти процедуры проводят с использованием дентального микроскопа.

Доступ к корневой части зуба осуществляется через разрез в десне. Верхушка зубного корня отсекается и извлекается вместе с патологическим образованием. Образовавшаяся полость заполняются материалом, способствующим восстановлению костной ткани.

Цистотомия

Метод применяется при кистах большого размера. При проведении операции удаляется часть новообразования, полость кисты очищается от содержимого. Ткань зуба при этом остается неповрежденной.

После такой операции прекращается образование гноя, а оставшиеся ткани кисты, соединяясь со здоровыми тканями, меняют структуру на гистологически правильную. Цистотомия считается достаточно сложной процедурой, реабилитация после нее занимает достаточно много времени.

Цистэктомия

Один из хирургических методов, позволяющих провести удаление кисты зуба, не затрагивая здоровые ткани зуба. Используется в случаях, когда пораженный зуб накрыт коронкой или зубной канал запломбирован, и его трудно открыть.

В процессе операции вскрывается десна, с помощью специальных инструментов удаляется киста вместе с оболочкой, после чего поддесневая часть зуба тщательно вычищается кюреткой. Затем в раневую полость вкладывается антисептик и разрез зашивается.

Надо отметить, что, как правило, кисту лечат, перелечивая каналы зуба. Зубосохраняющие хирургические методики применяются крайне редко ввиду ограниченных показаний и не всегда высокой вероятности сохранения зуба. (Стоматология. 2017;96(5): 4‑10)

Удаление зуба при кисте

В некоторых ситуациях зуб с капсулой приходится удалять. Экстракция зуба показана, если он подвижен, сильно шатается, большая часть зубной коронки зуба разрушена, большая часть корней поражена кистой большого размера или же киста образовалась на зубе мудрости.

Удаленный зуб с корнем

В процессе операции проводится локальная анестезия, зуб захватывается щипцами, расшатывается и аккуратно извлекается вместе с капсулой кисты. Лунка тщательно вычищается, обрабатывается дезинфицирующим препаратом, при необходимости десна ушивается саморассасывающимися нитками.

Моторина Ольга Владимировна
Статью подготовил эксперт, врач стоматолог-хирург-имплантолог
Моторина Ольга Владимировна
Получите бесплатную консультацию

В бесплатную консультацию 30–60 минут входит

Позвоните по телефону 8 (495) 935 55 55 или запишитесь онлайн

*Нажимая на кнопку, я соглашаюсь с политикой конфиденциальности
Заявка успешно отправлена, ваш контакт
...
Исправить
Скрыть

Всё включено

Основные манипуляции, используемые в конкретной процедуре, уже включены в стоимость. В некоторых процедурах цена разбита на этапы, о чем доктор предупредит заранее.
Специализируемся на качестве Как мы лечим зубы

Адреса
На карте
Новаторская, БКЛ, 3 мин пешком