Профессиональная гигиена полости рта позволяет удалить твердые и мягкие зубные отложения максимально качественно. Она практически всегда является неотъемлемым этапом различных видов лечения – проводится до и после имплантации, перед удалением зубов, до и во время ортодонтического лечения.

Главная задача комплексной гигиены зубов – освобождение ротовой полости от микроорганизмов, которые обитают в налете и являются потенциальным источником инфекции. Полностью очистить зубы в домашних условиях очень сложно по ряду причин:

• Во-первых, личная гигиена ротовой полости некоторых людей оставляет желать лучшего
  • Во-вторых, не все владеют правильной техникой чистки зубов
  • В-третьих, не всегда используются дополнительные средства, например, ирригатор или зубная нить

В результате недостаточный уход за зубами приводит к скоплению налета, воспалению десен и последующим осложнениям (гингивит, пародонтит, кариес, пульпит и т.д.).

Однако надо отметить, что даже тщательная гигиена полости рта в домашних условиях, с использованием ирригатора, зубной нити, ершиков, тоже не может гарантировать отсутствие необходимости в проф гигиене:

• особенности состава слюны, наличие заболеваний желудочно-кишечного тракта могут обсуславливать быстрое образование зубного камня
  • даже очень хорошая и аккуратная чистка не гарантирует удаление налета в труднодоступных местах
  • гигиена может быть затруднена ввиду наличия патологий зубочелюстной системы (искривления зубов, их скученности и т.д.)

Частым побочным, но весьма приятным результатом гигиены является осветление зубного ряда на 1-2 тона.

Можно ли проводить процедуру при установленных брекетах

Профессиональная чистка полости рта во время использования брекетов или любых других ортодонтических конструкций имеет важное значение, ведь аппараты создают благоприятные условия для застревания пищи, а хорошо очищать их от налета обычной зубной щеткой не всегда возможно. Поэтому специалисты рекомендуют не реже одного раза в 3-6 месяцев (по рекомендации врача) проходить проф чистку.

Кроме того, во время ортодонтического лечения важно выполнять и другие правила:

• Чистить зубы после каждого приема пищи
  • Использовать дополнительные средства
  • Регулярно посещать стоматолога с профилактической целью

В разных случаях, по показаниям, ортодонт и терапевт определяют необходимо ли снятие дуги с брекетов для проведения гигиены. Если это необходимо, ортодонт снимает дугу, терапевт (или гигиенист) производят чистку зубов, а затем дуга снова фиксируется на брекетах.

Методы профессиональной гигиены

Очистка ротовой полости в стоматологическом кабинете может проводиться ручным и аппаратным способом. Ручная методика является классической и начала применяться самой первой. Суть ее сводится к следующему: при помощи специальных инструментов врач снимает налет с труднодоступных мест (протезы, межзубные промежутки, зубы мудрости и др.). При необходимости эмаль полируется пастами.

Аппаратные методики, которые применяются в настоящее время, могут быть следующими:

• Очистка смесью воздуха, воды и специального порошка (Air Flow). Сжатый воздух подается под большим давлением и содержит абразив, который снимает налет и одновременно полирует эмаль. Метод безопасен и эффективен, но позволяет удалить только мягкие зубные отложения.
  • Очистка ультразвуком. Ультразвук отлично устраняет твердые зубные отложения и применяется в комбинации с Эйр Флоу. С его помощью можно убирать зубной камень, в том числе из неглубоких пародонтальных карманов, что особенно актуально при пародонтите.
  • Аппаратная чистка и полировка специальными пастами – обычно завершает комплекс профессиональной гигиены.

Любые способы профессиональной гигиены достаточно безболезненны (хотя и могут доставлять дискомфорт в запущенных случаях) и не требуют обезболивания, поэтому подходят даже для детей, в том числе с молочными зубами.

Как ухаживать за зубами после процедуры

Так как ультразвуковая чистка несколько повышает чувствительность зубов и может приводить к воспалению десен, то после проведения процедуры на протяжении нескольких дней необходимо соблюдать некоторые правила:

• Исключить из рациона горячие и холодные блюда
  • Чистить зубы после каждого приема пищи
  • Отказаться от еды и напитков с красителями
  • Отказаться от курения
  • Применять лекарственные препараты только по назначению врача

Данные рекомендации помогут сохранить достигнутый результат на длительное время.

Как часто нужно делать проф гигиену

Для того чтобы профилактика заболеваний полости рта была эффективной, а зубы долго оставались здоровыми, профессиональную чистку необходимо регулярно повторять.

Если у пациента отсутствуют различные конструкции в полости рта и тщательно соблюдается гигиена, то достаточно будет посетить специалиста 1-2 раза в год.

При наличии брекетов, съемных и несъемных протезов, а также при различных заболеваниях полости рта, процедуру делают чаще. В зависимости от индивидуальных особенностей пациента, частота выполнения профессиональной чистки всегда разная и определяется специалистом.