Удаление зубов мудрости

Зубы мудрости, или “восьмерки” – последние зубы в зубном ряду, обоснованно считаются наиболее сложными в лечении. Они прорезываются последними (у большинства — в 18–27 лет), когда зубной ряд, а также костные и мышечные ткани уже сформированы, и «новичкам» просто не хватает места для нормального развития. И если у детей такие аномалии бывают незаметны, в более взрослом возрасте они доставляют немало проблем.

Еще одна особенность восьмерок — в отличие от остальных постоянных зубов они растут самостоятельно, без «помощников» в виде молочных зубов. Этим также обусловлены различные деформации и повреждения: от кариозных поражений до искривления корней.

Очень часто восьмые зубы дистопированы (находятся не совсем на своем месте, растут неправильно) и ретинированы (не до конца или совсем не прорезаны). Они практически никогда не выполняют свою функцию, способствуют скученности других зубов и их сохранение редко обоснованно. Зачастую о их наличии люди узнают только сделав панорамный снимок зубов или компьютерную томограмму.

Все это приводит к тому, что удаление зубов мудрости входит в число наиболее частых операций современной стоматологии.

Удалять или лечить?

В числе наиболее частых показаний к удалению зубов мудрости:

• Сильное разрушение кариесом уже прорезавшегося зуба.
  • Воспаление десны или капюшона зуба (перикоронит).
  • Зуб растет горизонтально и не может прорезаться на поверхность.
  • Из-за неправильного положения восьмерка разрушает соседний зуб.
  • Эффект скручивания, вызванный нехваткой места для нормального развития зуба.
  • Кисты или воспаления в пульпе.
  • Ущемление тройничного нерва.
  • Скученность зубов и т.д.

Как уже говорилось выше, достаточно редко имеется ситуация, когда восьмые зубы растут правильно и не мешают развитию других зубов.

Сохраняют восьмые зубы также в некоторых других ситуациях: например, если отсутсвует седьмой зуб, можно с помощью ортодонтического лечения (брекетов, например) передвинуть восьмой зуб на место седьмого, таким образом избежав необходимости установки импланта.

Когда и в каком порядке удалять зубы мудрости

На основе панорамного снимка или компьютерной томограммы врач-хирург оценивает степень развития зуба, и по ситуации рекомендует удаление зачатков восьмерок (практически всегда это оправдано при нехватке места), либо иногда рекомендует подождать некоторое время до начала формирования зуба.

В большинстве случаев, есть показания к удалению всех четырех зубов мудрости (если они вообще имеются). Так как жевать после удаления удобно на противоположной стороне, чаще всего зубы удаляются по 2 с одной стороны – верхний и нижний.

Удаление нижних зубов, как правило, более сложное, чем удаление верхних зубов мудрости.

Способы удаления зубов мудрости

Удаление восьмерок осложнено их расположением, часто неправильной формой и тем, как они растут: врачу непросто до них добраться и сложно выполнить уверенный захват. В зависимости от расположения и степени повреждения зуба стоматологи выполняют:

Простое удаление

Если зуб хорошо сформирован, поднимается над десной и не имеет очень искривленных корней, его удаление происходи достаточно просто. Врач выполняет анестезию. Затем, прежде чем изъять зуб из лунки, врач аккуратно расшатывает его, ослабляя охват связочных тканей. После извлечения восьмерки стоматолог внимательно осматривает лунку и при необходимости очищает ее от обломков разветвленных корней. Как правило, после простого удаления зашивать десну не надо — при правильном уходе лунка затягивается сама.

Если удаленный зуб был крупным, врач может наложить 1–2 шва для ускорения заживления. Благодаря использованию противовоспалительных средств и антисептиков, риск развития воспалительных осложнений минимален. Обратите внимание: несмотря на название, процедура достаточно сложна и требует высокой квалификации врача. Такое удаление в любом случае на порядок сложнее удаления любого другого зуба.

Сложное удаление

Иногда зуб мудрости растет под наклоном или горизонтально. Его корни неровные, либо он еще не до конца прорезался. В этом случае хирургическое вмешательство неизбежно: чтобы изъять зуб необходимо рассечь десну, а затем зашить ее по окончании операции.

Повышенной сложностью характеризуется удаление ретенированного и дистопированного зуба — извлечение зуба, который развился внутри десны и занял там неправильное положение.

После сложного удаления нужен контрольный осмотр у врача через 2–3 дня. Как правило, врач назначает антибиотики.

Многие пациенты боятся сложного удаления. Однако, оно как и любое другое, производится под анестезией, поэтому процедура происходит безболезненно, а дискомфорт доставляет в основном длительность процедуры. Правильный послеоперационный уход позволяет сократить период заживления и минимизировать дискомфорт. Специалист даст подробные рекомендации и объяснит, что делать после удаления зуба мудрости.

Особенности анестезии

Вне зависимости от типа удаления операция проходит с местным обезболиванием. В особо сложных случаях пациента могут направить на удаление в стационар, однако такое случается достаточно редко.

Если нужно вырвать зуб на верхней челюсти, часто достаточно лишь обкалывания анестетиком области у верхушки восьмерки. На нижней челюсти анестезию сделать сложнее: врач делает укол не только в десну, а и в подъязычную область.

После удаления

Минимум 2 часа после вырывания зуба нельзя есть. Чтобы уменьшить болезненность после окончания действия анестезии можно принять обезболивающую таблетку. Уже на следующий день после удаления можно и нужно заниматься гигиеной рта, не затрагивая при этом область ранки щеткой.

В течение нескольких дней после удаления зуба мудрости возможны такие проявления, как:

• Небольшое повышение температуры.
  • Болезненность и отек десны в области удаления.
  • Сложности при открывании челюсти, особенно если было удаление нижнего зуба.

Соблюдение следующих рекомендаций поможет вам уменьшить дискомфорт послеоперационного периода:

• Воздержитесь от горячих блюд и напитков до полного заживления ранки.
  • Пережевывайте пищу здоровой стороной.
  • Не «проверяйте» лунку языком, ватными палочками и другими предметами.
  • Полощите рот антибактериальными растворами или травяными настоями, рекомендованными врачом.
  • Строго выполняйте назначения врача (в том числе, в случае назначения антибиотиков).

Почему стоит согласиться на удаление, если врач рекомендует

Опытные стоматологи, безусловно, понимают важность сохранения зубов. Врач будет рекомендовать удаление только когда это необходимо. Однако, что касается именно зубов мудрости, часто их сохранение не оправдано.

Если вы задумываетесь, стоит ли удалять восьмерку, ознакомьтесь с кратким списком возможных осложнений:

• Неправильно расположенный зуб мудрости может частично или полностью разрушить соседнюю семерку.
  • Воспаления могут привести к нагноению в зоне корня, откуда гной может распространиться под нижнюю челюсть. Это серьезно угрожает здоровью и даже жизни, так как чревато развитием обширных абсцессов и сепсиса.
  • Хронический кариозный очаг в глубине ротовой полости служит «постоянным поставщиком» патогенных бактерий в полость рта и ЖКТ. В результате может ослабнуть иммунитет, возникнуть ряд заболеваний, не связанных со здоровьем зубов.
  • Рост восьмеров очень часто приводит к смещению зубов и развитию скученности.

В любом из этих случаев стоимость лечения намного превысит затраты на удаление зуба мудрости. Вот почему важно вовремя удалить зубы

Ультразвуковой хирургический инструмент

Тромбоцитарное лечение лунки

Акция! Консультация специалистов и панорамный снимок (для внутреннего использования) – БЕСПЛАТНО!

Сколько это стоит?

Удаление зуба ретинированного и дистопированного

Удаление зуба ретинированного и дистопированного сложное