Стоматит

Популярные услуги в пародонтологии:

Стоматит входит в число наиболее распространенных заболеваний полости рта. Болезнь проявляет себя болезненными воспаленными язвочками на слизистой и иногда сопровождается общим недомоганием. Еще несколько лет назад стоматит упоминали в числе детских болезней, однако в последнее время его все чаще диагностируют у взрослых. Пациенты часто надеются на самопроизвольное излечение, но при правильной медицинской помощи стоматит излечивается за 4–14 дней без неприятных последствий.

Причины возникновения стоматита

Стоматологи затрудняются точно назвать причину стоматита и в качестве возможных предпосылок перечисляют:

Аутоимунные процессы

Доказано, что именно ротовая полость наиболее часто сталкивается с чужеродными факторами разного рода: загрязнениями, бактериями, вирусами. Иногда, реагируя на чужеродные молекулы, иммунная система уничтожает их, поражая и слизистую оболочку рта. Возможно поэтому раньше стоматит часто называли «болезнью грязных рук».

Механические или химические повреждения

Иногда стоматит развивается впоследствии травмы:

• прикусывания внутренней части губы или щеки
  • царапины зубной щеткой или твердой пищей
  • химического или термического ожога
  • пореза

Сами по себе такие травмы не обязательно провоцируют стоматит и чаще всего заживают сами. Однако в сочетании с недружественными микроорганизмами могут дать осложнение в виде небольших язв во рту.

Обезвоживание, в том числе вызванное лауриловым сульфатом нартия

При обезвоживании слизистая оболочка рта становится особенно уязвима перед раздражителями: ее могут травмировать даже простые чипсы или содержащиеся в пище кислоты. Недавние исследования показали, что входящий в состав многих зубных паст лауриловый сульфат натрия — компонент для обильного вспенивания — пересушивает слизистую и может приводить к учащению стоматита.

Нарушение баланса питания

К уязвимости десен и слизистой оболочки приводит дефицит витаминов А, С, группы В, а также нехватка основных микроэлементов: селена, цинка, железа.

Вредные привычки

Курение и алкоголь уменьшают слюноотделение. Это приводит к иссушению слизистой и снижения антибактерицидных свойств слюны, что может провоцировать стоматит. Если есть склонность к стоматитам, следует ограничить и употребление кофе, так как этот напиток способствует выводу жидкости из организма.

Нарушение микрофлоры полости рта

Длительный прием антибиотиков или препаратов для химиотерапии часто приводит к дисбалансу микрофлоры и, как следствие, провоцирует развитие стоматита. Также вспышки стоматита может вызывать стресс и ряд системных заболеваний:

• иммунодефициты
  • глистные инвазии
  • герпес
  • аллергии
  • хронические нарушения в работе ЖКТ
  • онкологические заболевания

Почему важно профессиональное лечение

Возможность наличия серьезных сопутствующих болезней — главная причина, по которой нельзя откладывать визит к врачу и проводить самолечение стоматита в домашних условиях. Врач-стоматолог не только назначит эффективное лечение, но и дастр советы по возможным причинам заболевания.

Клиническая картина и симптоматика

Обычно диагностика стоматита не вызывает затруднений. В числе главных симптомов:

• На ранней стадии — небольшие покраснения на деснах, внутренней стороне щек или губ. Прикосновения с этим участкам неприятно. Есть чувство жжения.
  • По мере развития болезни — образование на месте покраснений круглых или овальных язвочек белого либо сероватого цвета. Границы язв четко очерченные, слизистая вокруг выглядит здоровой. Ранки болят, прием пищи причиняет дискомфорт.
  • Возможны: повышение температуры тела, головная боль, белесый налет на языке, увеличение околоушных лимфоузлов, общее недомогание, болезненная чувствительность кожи головы и лица.

Классификация стоматитов

В силу большого числа провоцирующих стоматит факторов заболевание классифицируют на несколько подвидов:

Афтозный

Наиболее распространенная форма стоматита. Развивается, главным образом, вследствие травмирования слизистой рта, а также из-за аллергических реакций и присутствия в ротовой полости хронических очагов воспаления (гигнивиты, пародонтиты, невылеченный кариес, зубной камень).

Основная локализация — на внутренней оболочке губ и щек, реже — на языке. Болезнь проявляется в виде отдельных язвочек — афт — диаметром до 10 мм. Афты болезненны. При этом общее состояние ухудшается незначительно: возможна слабость и небольшое повышение температуры тела.

При правильном лечении болезнь длится 7–10 дней. Лечение афтозного стоматита начинается с изменения рациона и проходит на фоне приема противоаллергических препаратов, которые специалист может назначить только после осмотра. Стоматологи рекомендуют отказаться от меда, орехов, шоколада, цитрусовых и других продуктов-аллергенов. Нежелательна острая и твердая пища. Для ускорения заживления врач проводит обработку афт антисептическими и противовоспалительными средствами.

При сильной болезненности назначают обезболивающее. В случае необходимости проводят санацию ротовой полости: профессиональную чистку зубов, устранение кариеса.

Герпетический

Герпетический стоматит возникает из-за ПВГ — простого вируса герпеса — в результате снижения иммунных сил организма. Болезнь начинается с повышения температуры, общей слабости, головных болей. Могут увеличиваться лимфатические узлы под нижними челюстями.

При этом слизистая оболочка рта отекает, краснеет. Позднее на ней появляются мелкие пузырьки, наполненные прозрачной жидкостью. Пузырьки располагаются группами. Локализация — вся ротовая полость, включая язык и небо. После того, как пузырьки лопаются, образуются обширные зоны эрозии.

Лечение герпетического стоматита основано на противовирусной терапии, которую следует начинать как можно раньше. В зависимости от состояния больного, стоматолог назначает комплексное лечение, которое объединяет прием таблеток и местную обработку. Для повышения защитных сил организма в назначение могут быть включены иммуномостимуляторы и витамины. При необходимости применяют жаропонижающие и другие средства, направленные на облегчение симптомов.

Язвенно-нектротический Венсана

Эта форма стоматита — результат нарушений норм гигиены ротовой полости. Болезнь возникает на фоне снижения иммунитета (например, во время или после ОРВИ), также может быть спровоцирована курением или приемом алкоголя. Локализация — зубодесневые сосочки, прилегающие к зубам ткани десны.

Начало болезни характеризуется общим недомоганием. Слизистая рта становится сухой, десны могут кровоточить. По мере прогрессирования стоматита изо рта появляется неприятный запах, зоны поражения очень болят. Ткани быстро изъязвляются, возникает некроз. Если вовремя не начать лечение, процесс распространяется на десны, нёбо, щеки.

Решение о том, как лечить некротический стоматит, чтобы не допустить генерализированного некроза десен, может принять только квалифицированный специалист. В перечень лечебных мероприятий обязательно входит удаление отмерших участков, профессиональная чистка зубов, противовоспалительная терапия. Для профилактики рецидивов назначают комплекс витаминов и иммуностимуляторов.

Кандидозный

Форма стоматита, вызванная грибком рода Candida. Чаще всего эту форму диагностируют у детей и пожилых людей, чья слюна не содержит достаточного количества кислоты и антибактериальных веществ.

Болезнь также может развиться после длительного приема антибиотиков, в результате нарушения бактериального баланса микрофлоры рта. Основные симптомы — жжение во рту, кровоточивость слизистой, белый налет на языке и нёбе, неприятный привкус.

Многих мам интересует вопрос, как вылечить кандидозный стоматит самостоятельно. Мы настоятельно рекомендуем обращаться к врачам, поскольку лечение предусматривает как назначение противогрибковых препаратов, так и местные процедуры.

Несмотря на отсутствие подтверждений заразности стоматита, следует помнить о том, что некоторые его возбудители заразны. В первую очередь это относится к кандидозной и герпетической формам.

Передовые методики

Акция! Консультация специалистов и панорамный снимок (для внутреннего использования) – БЕСПЛАТНО!

Сколько это стоит?

Комплекс проф гигиены (Air-flow, Piezon, Hawe CleanPolish, реминерализация, фторирование), 1 з.р.

5 000 3 800 р.