Лечение каналов зубов

Получите бесплатную консультацию от лучшей стоматологии бизнес-класса*

Исследование РИА Новости, Москва, 2012 г. Подробные условия в разделе Акции
Позвоните по телефону
или запишитесь онлайн

Зубные каналы — полости внутри корня зуба, расположенные вертикально и заполненные пульпой — испещренной сосудами и нервными окончаниями мягкой тканью.

Форма и разветвленность зубных каналов делают их хорошим «сосудом» для развития болезнетворных бактерий, особенно на фоне кариозных поражений и других воспалительных заболеваний полости рта. Если пульпа воспалена или разрушена, возникает сильная боль, которая может проявляться не только в области больного зуба, но и распространяться по всей сети нервных окончаний и «отдавать» в разных частях челюсти. В этом случае необходимо провести чистку зубных каналов с последующей антисептической обработкой и пломбированием.

Показания для чистки и лечения каналов зубов

Основное показание для лечения зубных каналов — значительное или полное разрушение пульпы, вызванное такими заболеваниями, как пульпит и периодонтит. Если кариес поражает часть зуба, которая не видна при визуальном осмотре, и коронка выглядит здоровой, главным симптомом поражения пульпы является боль, которая может возникать как из-за внешних раздражителей (частички пищи, перепады температур, кислотное воздействие), так и без них (особенно по ночам).

Для точной диагностики врач исследует рентгенограмму. Также прочистку и пломбирование корневых каналов проводят, чтобы:

• Предотвратить преждевременное разрушение молочных зубов
  • Подготовить зубы к протезированию
  • Замедлить развитие пародонтоза

Чистка зубных каналов, лечение, пломбирование

Многих пациентов, которым чистка корневых каналов предстоит впервые, интересует, как лечат заболевания пульпы и насколько болезненна процедура.

Поскольку пульпа пронизана нервными окончаниями, все медицинские манипуляции с ней проводят только с анестезией. Это делает лечение безболезненным и максимально комфортным для пациента.

Чистка и лечение каналов зубов требуют высокой врачебной квалификации и обязательного контроля при помощи рентгена и другого диагностического оборудования. Процедуры проводят поэтапно, лечение часто предусматривает несколько посещений клиники.

После анестезирующего укола врач проводит следующие лечебные мероприятия:

• Больной зуб изолируют при помощи специального устройства — коффедрама. Это позволяет избежать попадания слюны в рабочую зону и, таким образом, минимизировать риск осложнений.
  • Врач рассверливает пораженный зуб, открывая себе доступ к верхушке зубного канала. Малые и большие коренные зубы вскрывают с жевательной поверхности. Резцы и клыки рассверливают с задней стороны, чтобы сохранить эстетичный вид коронки.
  • Используя специальные инструменты — файлы — врач извлекает пульпу и очищает канал от всех омертвевших тканей. Затем производит антисептическую обработку и тщательное высушивание каналов.
  • Если имеет место гнойное воспаление, зуб оставляют открытым на несколько дней, чтобы обеспечить отток гною. На это время в канал закладывают лекарственный препарат, больному назначают курс антибиотиков, верхушку канала закрывают временной пломбой.
  • После просушивания и обеззараживания выполняют пломбирование каналов с использованием современных материалов, чаще всего — на основе резиновых смол. В зависимости от формы и разветвленности каналов используют гуттаперчевую массу (горячий вариант) или конусовидные штифты (холодный вариант). При вертикальной конденсации материалы комбинируют.
  • Финальный этап — установка постоянной пломбы с имитацией анатомической формы зубной коронки. Однако виду большого объема препарирования зуба, зачастую требуется установка вкладки или коронки вместо обычной пломбы.

Следует отметить, что итоговая стоимость чистки и лечения зависит не только от сложности воспаления и типа пломбировочного материала, а от количества зубных каналов: в резцах и клыках их по одному, в малых коренных зубах может быть и по два, в больших коренных зубах бывает до четырех, а у зубов мудрости насчитывают до пяти.

Таким образом, стоимость лечения может быть значительной, однако она оправдана так как шанс сохранения зуба – это возможность сэкономить гораздо больше, чем его удаление и последующая имплантация.

Способы обработки корневых каналов

После удаления поврежденной пульпы корневые каналы необходимо обработать, чтобы придать им оптимальную для пломбирования форму: конусовидную и достаточно широкую. Используя файлы и боры, стоматолог применяет один из двух способов обработки каналов:

Апикально-коронковый, при котором обработка начинается с верхушки корня с постепенным углублением и приданием отверстию формы конуса. По мере углубления по корню используют файлы все меньшего диаметра.

Коронково-апикальный, при котором врач сначала обрабатывает устье, затем поднимается до верхушечного отверстия, совершая файлами вращательно-поступательные движения и постепенно расширяя отверстие.

Механическая обработка каналов зуба требует от врача высокого профессионализма, ведь в результате ошибки может образоваться перфорация зуба, которая в свою очередь может стать причиной серьезных осложнений. На этом этапе врач обязательно проводит измерение длины и формы канала, чтобы потом точно выполнить пломбирование – для этого используется специальный прибор – апекслокатор. Для контроля используют рентгено- или томограмму.

Одна из современных методик чистки зубных каналов — обработка под микроскопом. Максимальное увеличение дает возможность обработать даже труднодоступные области и разглядеть мельчайшие детали пораженного участка. Надо отметить, что на лечение каналов зуба под микроскопом требуется больше времени.

Качественно обработанный канал отвечает следующим критериям:

• Имеет нужную ширину и форму конуса.
  • Не содержит дентина и других тканей.
  • Имеет осязаемый упор.
  • Стерилен и высушен.

К пломбированию можно приступать только, если соблюдены все эти условия.

К сожалению, сама процедура лечения зубных каналов настолько сложная (ввиду особенностей строения каналов), что даже при выполнении всех условий не всегда удается гарантировать положительный результат: иногда требуется перелечивание, либо зуб не удается спасти. Однако высокая квалификация врача значительно снижает риск нежелательных последствий.

Особенности лечебных методик

Обычно для пломбирования корневых каналов используют горячую гуттаперчу и/или гуттаперчевые штифты. Эти материалы обеспечивают равномерное заполнение как каналов, так и мелких ответвлений.

Важное достоинство штифтов — их легко удалить при повторном лечении. Гуттаперча прочна и биологически нейтральна, поэтому раздражение и отторжение маловероятно. Кроме того, материал отлично «читается» на рентгеновском снимке, что облегчает контроль качества лечения.

К недостаткам гуттаперчи относят отсутствие у нее антибактериальных свойств. Анибактериальные пломбировочные материалы также позволяют выполнять пломбирование с отличным качеством заполнения, но в отличие от гуттаперчи часто вызывают раздражение и служат причиной дискомфорта.

О важности своевременного лечения корневых каналов

При отсутствии лечения, воспаление в корневых каналах может перейти в хроническую форму и превратиться в постоянный источник патогенных бактерий.

Такая ситуация чревата не только осложнениями в ротовой полости и челюстных тканях (периодонтит, гнойные абсцессы, флегмоны), но и отрицательным воздействием на весь организм в целом. Многолетние очаги воспаления негативно влияют на состояние ЖКТ, суставов, сердечно-сосудистой системы.

Профилактическое посещение стоматолога 2 раза в год и правильная гигиена позволит сохранить зубы и не допустить развития воспалительных процессов.

Лечение под микроскопом

Акция! Консультация специалистов и панорамный снимок (для внутреннего использования) – БЕСПЛАТНО! Подробности в разделе Акции.

Сколько это стоит?

SAF файл (для обработки каналов)

Восстановление после эндодонтического лечения

Использование коффердама