Шинирование — эффективный способ укрепления зубов, которые стали подвижными в результате заболевания или травмы. Технология предполагает соединение в общий блок расположенных рядом подвижных зубов. Это обеспечивает равномерное распределение нагрузки на зубодесневые ткани, позволяет сохранить геометрию челюсти, восстановить жевательную функцию зубов, предотвратить их выпадение.
Способы шинирования зубов
Шинирование применяют в случаях, когда окружающие зуб ткани повреждены или ослаблены и не могут полноценно удерживать его в лунке. Иногда это единственный способ сохранить целостность зубного ряда.
Показания к шинированию
Врачи-пародонтологи рекомендуют наложение шин на зубы в целях:
Устранения их подвижности на период лечения пародонтита и других заболеваний, затрагивающих костные и связочные ткани вокруг зубов.
Предотвращения нарушений геометрии челюсти, например, при пародонтозе.
Фиксации зубного ряда на время восстановления травмированного зубо-десневого аппарата.
Закрепления эффекта после снятия брекетов.
В 2015—2020 гг. наблюдались 39 детей 7—16 лет после полных вывихов постоянных зубов. Всем 38 детям была выполнена реплантация и шинирование зубов гладкой пластмассовой шиной, изготовленной по оригинальной авторской методике или полужесткой шиной из ортодонтической проволоки и композита. Исследования подтвердили целесообразность применения шин при полном вывихе. (Стоматология. 2020;99(6-2):38-43.)
Закрепление шины на поверхности зубов
Современные методы шинирования позволяют устанавливать шины на короткий (до 1 месяца) или длительный (до 1 года и более) период. При поддерживающей терапии говорят о необходимости постоянного шинирования. Решение о продолжительности и способе фиксации должен принимать специалист, исходя из сложности каждого конкретного случая.
Способы, техники и материалы
В арсенале современной стоматологии — разнообразные способы и средства, позволяющие выполнять съемное и несъемное шинирование зубов:
1
Шинирование стекловолокном
Этот современный метод несъемного шинирования получил широкое распространение благодаря отличному сочетанию эффективности и эстетичности. В основе метода — использование специальных лент из стекловолокна, укрепляемых в небольших бороздках на зубах. Высокая прочность и эластичность волокна обеспечивает надежную и долговечную — до 3 лет — фиксацию.
2
Вантовое шинирование
Технологии вантового и стекловолоконного шинирования схожи. Разница заключается в типе шинирующего материала: в основе вантовой шины — высокопрочный арамидный канатик. Арамидное волокно полностью совместимо с зубной эмалью и входит в число наиболее физиологичных материалов для шинирования.
Эффективность метода не меньше чем у стекловолокна, но в эстетичности он уступает: арамидное волокно заметно на фоне зубов. Достоинство технологии — более низкая, чем у стекловолокна, цена.
Важно: при отсутствии прочно стоящих боковых зубов шинирование передних зубов стекловолокном или арамидным канатом малоэффективно.
3
Шинирование ретейнерами
Съемная шина — ретейнер — оптимальный вариант для фиксации зубов на период выздоровления после перелома челюсти и в случаях, когда в зубном ряду не хватает одного или больше зубов.
Ретейнеры также часто устанавливают после снятия брекетов, чтобы закрепить полученный результат. Главные достоинства конструкций — доступная цена и удобство использования.
В качестве ретейнеров после ортодонтического лечения могут выступать как несъемные (проволочные), так и съемные (пластинки, каппы) конструкции.
Закрепление стекловолокна и арамидного канатика на поверхности зубов
4
Шинирование бюгельными протезами
Бюгель — съемная дугообразная конструкция, которая фиксируется во рту при помощи захватов-кламмеров. Бюгельный протез часто рекомендуют при заболеваниях пародонта, так как он помогает решить сразу две стоматологические проблемы: зафиксировать расшатанные зубы и эстетично восстановить пробелы, если были отсутствующие зубы.
Стоимость шинирующего бюгельного протеза достаточно высока в сравнение с обычными шинами, но учитывая, что бюгели также восполняют утраченные зубы, стоимость гораздо более низкая, по сравнению с имплантами.
5
Шинирование коронками
Метод предусматривает удаление нервов и обтачивание зубов. Для надежной фиксации расшатанных зубов в блок с ними объединяют и здоровые. Частая необходимость депульпирования (удаления нервов) здоровых зубов — главный недостаток метода, поэтому к нему прибегают лишь в случаях, когда зубы достаточно сильно разрушены.
Укрепление зубного ряда с помощью бюгельного протеза и коронок
Бюгельный протез позволяет одновременно укрепить подвижный зубной ряд и восполнить недостающие элементы в нем. Шинирование коронками дает более эстетичный результат.
Важность шинирования
Нередко, особенно при пародонтите, разрушение тканей происходит стремительно, поэтому откладывать визит к врачу нельзя. Вовремя выполненное шинирование поможет перераспределить нагрузку на зубы и поврежденный пародонт, повысит эффективность лечения.
Важность шинирования возрастает, если в ряду отсутствуют один или несколько зубов.
До имплантации обязательно сделать бюгельный протез или съемный протез, которые помогут избежать серьезных затрат на устранение таких последствий, как:
1
Убыль костной ткани.
2
Разрушение зуба-антагониста.
3
Смещение соседних зубов.
Также стоит отметить ценовой аспект: на ранних этапах решить проблему подвижных зубов можно без чрезмерных затрат, выбрав бюджетный вариант шинирования. А в результате промедления можно лишиться всех подвижных зубов и останется только гораздо более дорогостоящая имплантация.
Этапы шинирования зубов
Шинирующие конструкции устанавливаются на зубной ряд или его фрагмент только после устранения очагов воспаления в десне.
Затем врач анализирует полученные данные рентгенографии, особенности расположения зубов в полости рта, степень их подвижности, наличие рецессии прикорневой зоны зубов и кровоточивости десен и только после этого принимает решение относительно корректного метода устранения проблемы. Часто для иммобилизации зубов используется вантовый способ шинирования, который предполагает выполнение следующего лечебного протокола:
Фрагмент зубного ряда, где будет устанавливаться шинирующая конструкция, изолируется при помощи латексного платка — коффердама от выделяющейся слюны и десневой жидкости.
Проводится местное обезболивание.
При помощи скалера с поверхности зуба удаляются твердые отложения, после чего зуб протравливается фосфорной кислотой.
На поверхности зубов, в месте установки шины, при помощи алмазного бора формируется продольная бороздка глубиной около 0,5 мм.
На дентиновый клей в подготовленную полость сажается арамидная нить.
После проверки натяжения и закрепления нити на нее наносится светоотражающий композитный материал.
Пломба подсвечивается специальной лампой, после чего излишки материала удаляются шлифовальным бором.
Цвет фотополимерных пломб подбирается в соответствии с оттенком зубов пациента, поэтому шинирующая конструкция имеет эстетичный вид и остается практически незаметной в полости рта.
Основные требования к зубным шинам
Какой бы способ шинирования ни был выбран, шины должны отвечать следующим требованиям:
максимально ограничивать подвижность зубов по всем осям;
не препятствовать свободному безболезненному движению нижней челюсти;
не травмировать прилегающие ткани;
позволять свободно выполнять все надлежащие гигиенические процедуры;
не блокировать и не замедлять другие лечебные мероприятия, если они необходимы.