Перекрестный прикус

При перекрестном прикусе верхний и нижний зубные ряды смещаются относительно друг друга в поперечном направлении. Такой дефект встречается реже, чем другие виды неправильного прикуса, но при этом сложнее поддается коррекции. Однако современные методы позволяют эффективно лечить перекрестный прикус различными способами, выбор которых всегда индивидуален.

Виды перекрестного прикуса

В настоящее время наиболее часто используется следующая классификация перекрестного прикуса:

• Буккальная форма. Развивается в результате расширения нижней челюсти и одновременного сужения верхней. Такое изменение может наблюдаться с одной или с двух сторон, а также сопровождаться изменением положения челюсти.
  • Лингвальная форма. В данном случае нижняя челюсть сужается, а верхняя расширяется со смещением или без него.
  • Сочетанная форма характеризуется комбинированными изменениями: смещение нижней челюсти в сторону, сужение или расширение только одной челюсти и др.

Перекрестный прикус может быть одно и двухсторонним, симметричным и асимметричным или комбинированным.

Причины возникновения

Причины формирования различных аномалий прикуса, в том числе и перекрестного, могут включать:

• Наследственные особенности
  • Пороки внутриутробного развития
  • Неправильное прорезывание зубов
  • Измененную жевательную функцию
  • Особенности поведения пациента (подпирание щеки рукой, сон на одном боку, закусывание языка)
  • Рахит
  • Измененное носовое дыхание вследствие полипов, искривленной носовой перегородки, гайморита, ринита
  • Заболевания височно-нижнечелюстного сустава

Если знать все неблагоприятные факторы, то можно разработать эффективные методы профилактики. Например, важно своевременно выявлять различные заболевания ЛОР-органов у детей и вовремя их лечить, вовремя отучать малыша от сосания соски, своевременно вводить в рацион твердую пищу.

Методы диагностики

Диагностика перекрестного прикуса у детей и взрослых включает комплексную клиническую, инструментальную и функциональную диагностику.

На первом этапе врач осматривает пациента, изучает симметричность лица, объем жевательной функции и сохранность движений суставов, осматривает ротовую полость. В зависимости от клинической картины, пациенту назначаются дополнительные исследования, которые могут включать различные тесты и пробы, панорамные и прицельные рентгеновские снимки зубов, снимки костей черепа, компьютерную томографию и др.

Полученная в ходе диагностических мероприятий информация позволяет спланировать дальнейшее лечение, сделать его максимально эффективным.

Способы лечения

После знакомства с пациентом, осмотра и обследования, врач сможет рекомендовать как можно исправить перекрестный прикус. Устранение проблемы может проводиться следующими способами:

• Съемные конструкции (капы, трейнеры, функциональные аппараты). Обычно такое лечение применяется у детей и подростков, пока зубные ряды легко поддаются коррекции.
  • Несъемные конструкции (различные виды брекетов, аппарат Энгля, аппарат Эйнсворта и др.). Применяются у пациентов старшего возраста. Так как у них костные структуры полностью сформированы, для их изменения необходимо прикладывать большую силу.
  • Хирургическое лечение (остеотомия, удаление зубов) является крайней мерой и проводится только по строгим показаниям.

Кроме того, необходимо помнить, что практически после любого вида лечения наступает ретенционный период – время, когда достигнутые результаты полностью не закрепились и легко могут возвращаться в первоначальное состояние. Поэтому в данный промежуток времени назначается ношение ретейнеров или других конструкций, с помощью которых можно закрепить результат проведенного лечения.

Осложнения перекрестного прикуса

Перекрестный прикус является достаточно серьезной проблемой и может приводить к тяжелым осложнениям. Из-за неправильного положения челюстей кости могут деформироваться и влиять на функции челюстно-лицевого аппарата, например, изменять речь пациента, делать процесс жевания неполноценным или вовсе невозможным.

Кроме того, у ребенка с ранних лет жизни изменяются пропорция и симметричность лица, которые с течением времени только усугубляются. Резко возрастает развитие заболеваний полости рта, таких как кариес, пародонтит и др. Перекрестный прикус может приводить к изменению речи пациента, вызывать болезненные ощущения при разговоре и значительно снижать качество жизни таких пациентов. Именно поэтому не стоит запускать данную патологию, нужно начинать лечить ее как можно скорее.